Филип Кендред Дик и его сестра-близнец Джейн родились 16 декабря 1928 года в Чикаго в семье Дороти Грант и Джозефа Эдгара Дика. Несколько недель спустя его сестра Джейн умерла.
В 1932 году его родители развелись и маленький Филип отправился со своей матерью в Вашингтон, а потом они вернулись в Беркли, где прошло самое раннее детство будущего писателя. Писать Дик начал еще в школьные годы. Он вступил в клуб молодых авторов и частенько публиковал свои рассказы в колонке местной газеты,специально отведенной для юных дарований.
В детстве Дик страдал от астмы и сильных приступов агорафобии.
В восемнадцать лет он увлекся научной фантастикой. В это время он начинает самостоятельную жизнь.
Проучившись год в колледже Беркли Дик бросает учебу и устраивается продавцом в магазин пластинок. У него даже была своя радиопередача, посвященная классической музыке.
С 1951 года Филип Дик начинает писать. В 50х годах он написал несколько романов, многие из которых не были фантастическими, но все его попытки опубликовать их ни к чему не привели.
Успех пришел к нему в 1954 году с публикацией фантастического романа "Солнечная лотерея".
Что касается его личной жизни, то он был женат пять раз и у него родилось трое детей - две дочери и сын. Все от разных жен.
Все персонажи произведений Филипа Дика живут не просто в собственных мирах, жизни многих из них протекают в некой иллюзии. Эта иллюзия жива, персонаж даже может до определенного предела контролировать ее, но она все равно побеждает, она сильнее. Все иллюзии, описанные Диком очень реальны, они реальны настолько, что на них "покупается" не только сам персонаж, но и читатель. Не мудрено, ведь Дик прекрасно знал, как "общаться" с иллюзией, как она "живет" и действует.
Дело в том, что Филип Дик был наркоманом. По высказыванию Станислава Лема он "ел наркотики ложкой".
Ему ли не знать, какое впечатление способен произвести на человека обычный "глюк"? Именно поэтому ему так хорошо удается создавать одну реальность внутри другой, причем, я уверена, что он мог бы "заворачивать" одну реальность в другую почти до бесконечности, наподобие капусты, и читатель никогда в жизни не догадается, что это всего лишь очередная иллюзия. Именно так и происходит в фильме "Вспомнить все", снятом в 1990 году по рассказу "Воспоминания п
о оптовым ценам". Кстати, это вторая довольно удачная экранизация произведения писателя. Первый фильм по роману Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах" был снят в 1982 году под названием "Бегущий по лезвию бритвы". Едва появившись, этот фильм стал мировой киноклассикой. О нем недавно написана целая книга. Кстати, на жаргоне американских полицейских "бегущий по лезвию бритвы" означает "специалист по особо опасным делам".
(Кстати сама по себе личность Дика, в связи с наркотой была противоречива и истерична, его лечили не раз и он выбрасывал разные неадекватности. К примеру
он просто тихо ненавидел Станислава Лема, в какой то степени завидовал его творчеству. Сотрудникам ФБР он писал кляузы на него и требовал запретить распространение его “комунистических” произведений на территории США, утверждая, что Станислав Лем, это не человек , а целая организация коммунистов, сочиняющая и мастерски маскирующая под фантастическими произведениями , тлетворное влияние коммунизма ! )
В свое время Филип Дик был ужасно беден. У Дика бывали периоды, когда работал на износ и писал по 200 страниц в день. Но это все равно не приносило денег.
Сколько получал Филип Дик за свои книги?
«Вторая модель» — $375. Фильм «Крикуны» собрал $6 миллионов.
«Самозванец» — $75. Фильм «Пришелец» собрал $6 миллионов.
«Особое мнение» — $130. Фильм «Особое мнение» собрал $132 миллиона.
«Полный расчет» — $195. Фильм «Час расплаты» собрал $195милионов.
К сожалению, Филип Дик не видел ни одного фильма по своим призведениям - он умер в начале 1982 года, едва успев прочитать сценарий к "Бегущему", и продать права на экранизацию "Воспоминаний по оптовым ценам".
Мейнстримовый же кинематограф, как это уже неоднократно бывало, решил извлечь максимум пользы и удобные стороны Дика использовать, а неудобные отбрасывать. Из-за этого
практически все его экранизации заметно отличаются от своих первоисточников. Оригинальнейшие сюжетные завязки, необычные миры и колоритные герои оставлены, но вместо сложных и порой "загрузных" тем используется что-то другое. Другой результат такого подхода - то, что шесть из восьми экранизаций сняты по рассказам, а не романам. Ощущение постепенно затягивающей трясины хорошо можно описать только в больших вещах, поэтому в рассказах Дика вместо этого ощущения упор сделан на яркие, остроумные и очень изящные сюжеты, как нельзя лучше подходящие для блокбастеров. Что в итоге?
Экранизации Дика собрали суммарно более 700 миллионов долларов, а сняться в них успели многие звезды первой величины, но только один из этих фильмов можно назвать по-настоящему диковским. Какой именно?
Вспомним все:
"Бегущий по лезвию" (Blade Runner)
http://forum.bratsk.org/showpost.php...1&postcount=78
http://forum.bratsk.org/showpost.php...6&postcount=79
Год выхода: 1982
Режиссер: Ридли Скотт
По роману "Снятся ли андроидам электроовцы?" (Do Androids Dream of Electric Sheep?)
Первая же экранизация оказалась очень успешной. До сих пор ее награждают громадным количеством разнообразных похвал и званий, от "классики киберпанка" до "лучшей роли Харрисона Форда". И все же, хотя фильм и впрямь чрезвычайно хорош, а сам Дик успел его одобрить (премьера состоялась через четыре месяца после смерти писателя), надо признать, что роль первоисточника здесь невысока. По сути, Скотт взял из книги только образ мертвых мегаполисов будущего, где на целый дом приходится по два-три человека. Подняв эту эстетику до невероятных высот и сделав очень атмосферный фильм, он при этом совершенно не интересовался остальными идеями книги, будь то эмпатия или те самые электроовцы, что фигурируют в названии романа.
"Вспомнить все" (Total Recall)
http://forum.bratsk.org/showpost.php...9&postcount=63
http://forum.bratsk.org/showpost.php...6&postcount=67
Год выхода: 1990
Режиссер: Пол Верховен
По рассказу "Мы вам все припомним" (We Can Remember It For You Wholesale)
После успеха "Робокопа" Верховену, видимо, хотелось побольше задорного экшена, и, хотя в зарисовке Дика стрельба и побеги были вовсе не главным, он извлек оттуда именно их. Поэтому мир, где вместо полета на Марс имплантируют воспоминания о полете, остался, а вот остроумная концовка, ради которой рассказ и затевался, в фильм не попала совсем. Вместо нее появились большая бурильная машина, трехгрудая проститутка, выпученные из-за отсутствия атмосферы глаза и Шварценеггер с мокрым полотенцем на голове. Впрочем, надо отдать должное Верховену: закрученный сюжет в итоге не упростился, а только приобрел в количестве перипетий, так что диковская атмосфера все же в чем-то сохранилась.
"Крикуны" (Screamers)
Год выхода: 1995
Режиссер: Кристиан Дагуэй
По рассказу "Вторая модель" (Second Variety)
Не блистательная, но добротная экранизация, больше других следующая букве первоисточника. Впрочем, есть подозрение, что дело было в банальной малобюджетности: возможность наполнить весь фильм ураганным экшеном и спецэффектами попросту отсутствовала, поэтому его первая половина и снята в аскетичной манере, близко передающей текст оригинала. В конце же создатели разошлись, вставив в сюжет схватку девушек-анроидов из-за мужчины в секретном космическом ангаре. Последние кадры и вовсе заставляют вспомнить вместо рассказа-первоисточника о "Чужом". Забавно, что этот фильм, как и "Вспомнить все", косвенно связан с "Робокопом": главную роль здесь играет звезда "Робокопа" Питер Уэллер.
В оригинальном рассказе Филипа К. Дика действие происходит на Земле, война идёт между агрессивным Советским блоком и силами ООН.
"Шоу Трумана" (Тhe Truman Show)
Год выхода: 1998
режиссер: Питер Уир
Очень мало кто знает, что фильм Питера Уира «Шоу Трумэна» основан на книге Филипа Дика. Многие элементы сюжета была позаимствованы из новеллы «Свихнувшееся время» (Time Out of Joint, 1959). В данном произведении речь идет о человеке из 1998 года, которого удерживают в изоляции, внушая ему, что сейчас на дворе 1957 год.
Однажды Трумэн (Джим Кэрри) выясняет, что мир вокруг него декорация, а сам он участник шоу, которое 30 лет смотрит по телевизору вся планета. Это все равно, что вы считали бы себя 30 лет негром-мачо, а вам бы сказл, что на самом деле вы изящная блондинка с большими сиськами.
Джим Керри в рамках работы над данной картиной хотел доказать всем, что умеет играть не только придурков, но и весьма серьезные драматические роли. Именно по этой причине на съемочной площадке было запрещено кому бы то ни было произносить фразы и реплики из предыдущих «глупых» картин Джима.
"Самозванец" (Impostor)
Год выхода: 2002
Режиссер: Гэри Фледер
По одноименному рассказу
Смысл создания этого фильма остается загадкой. Положенный в его основу рассказ - один из самых коротких у Дика, написанный исключительно ради завершающей фразы (она из тех, после которых хлопаешь себя по лбу и говоришь "Как же я сам не догадался?"), почти что анекдот. И зачем надо растягивать эту вещь до полнометражки, если у тебя нет ни интересных сценарных идей для заполнения времени, ни даже денег на звезду в главной роли? Смотреть на полтора часа скитаний героя по чердакам и подвалам ради нескольких финальных слов - довольно тоскливое занятие, но, что хуже всего, после этой самой главной фразы в фильм добавлена еще одна сцена, что портит все впечатление.
"Особое мнение" (Minority Report)
Год выхода: 2002
Режиссер: Стивен Спилберг
По одноименному рассказу
Спилберг, как мы теперь знаем благодаря "Войне миров", даже к именитым первоисточникам относится без особого трепета. Что уж говорить о малоизвестном рассказе? Сюжет оказывается изменен кардинально (достаточно сказать, что сама идея "особого мнения", на которой строилось все в рассказе, в фильме почти не играет роли), детали приведены к более подходящему для массового кинематографа виду (герой вместо пятидесятилетнего лысого хмыря стал Томом Крузом, да и Саманта Мортон гораздо привлекательнее оригинального описания провидцев), добавлен продакт-плейсмент. Но, как ни странно, все это не помешало создать отличный фильм. Здесь создан просто потрясающий мир: убедительный, масштабный, четко прописанный и очень впечатляющий. А сюжетная линия была заменена на не менее интересную. Словом, экранизация не уступает рассказу, - вот только и в этом случае она имеет к нему не очень большое отношение.
"Час расплаты" (Paycheck)
Год выхода: 2003
Режиссер: Джон Ву
По одноименному рассказу
К сожалению, все произнесенные в адрес Спилберга похвалы к Ву можно применить со знаком "минус". Денег на создание впечатляющего мира у него не было, а потому Америка будущего не отличается от Америки настоящего. Денег на Тома Круза тоже не было, поэтому обошлись Беном Аффлеком, на протяжении фильма почти не меняющем выражение лица. И, видимо, не нашлось денег даже на приличного сценариста (Дин Джеоргарис до "Часа расплаты" был известен только по сценарию к "Ларе Крофт"), поэтому зрители получили скучные диалоги, стандартное развитие сюжета (хотя, чтобы из Дика сделать что-либо стандартное, надо еще постараться) и банальный хеппи-энд. Здесь есть фирменные визуальные решения Ву, но даже они не спасают ситуацию. От рассказа-первоисточника фильм ушел не только далеко, но и явно в неправильном направлении.
"Помутнение" (A Scanner Darkly)
Год выхода: 2006
Режиссер: Ричард Линклейтер
По одноименному роману
Фильм-парадокс, фильм-оксюморон. Пожалуй, только этот странный гибрид блокбастера и арт-хауса и мог оказаться близок роману Дика: картина поставлена независимым режиссером, в главной роли Киану Ривз, а снято все за восемь миллионов долларов; визуальный ряд впечатляет всех и сразу; фильм провалился в зарубежном кинопрокате и вообще не вышел в российском. Главное, впрочем, не в этих контрастах, и даже не в том, что визуальное решение (поверх съемок с живыми актерами были отрисованы их анимированные аналоги) очень подходит диковскому миру полугаллюцинаций. Дело в том, что Линклейтер оказался первым, кто в книге Дика увидел не эффектные ходы и остроумные диалоги, а самого Дика. И кинематографическое "Помутнение" оказалось не только блестящим фильмом, но и по-настоящему близким аналогом первоисточника (к слову, самого автобиографичного и выстраданного романа Дика). Первой экранизацией Дика в истории, по-настоящему близкой не только букве, но и духу книги.
* По задумке авторов, фильм снимался с «живыми» актёрами, после чего изображение было стилизовано под анимацию.
*
Филип К. Дик посвятил роман умершим и тяжело заболевшим друзьям-наркоманам.
"Пророк" (Next)
http://forum.bratsk.org/showthread.php?t=10341
Год выхода: 2007
Режиссер: Ли Тамахори
По рассказу "Золотой человек" (The Golden Man)
Новая экранизация Дика снята Ли Тамахори, известным в первую очередь по бондовскому "Умри, но не сейчас". Снова за основу взят рассказ, построенный на оригинальной идее, и снова эта идея находит свое выражение в самом конце рассказа. О способностях Тамахори как режиссера можно долго спорить, и многие фанаты Дика задолго до премьеры фильма начали возмущаться самим фактом его съемок (а также наличием в главных ролях Николаса Кейджа и Джулианны Мур). Но Верховен тоже в свое время казался не самой удачной кандидатурой, а неплохой фильм снять смог, так что заранее ставить на "Пророке" крест вряд ли стоит. А вот утверждать, что эта экранизация, как и многие ее предшественницы, будет иметь к своему первоисточнику лишь косвенное отношение, можно уже сейчас: сюжет по сравнению с рассказом сильно изменен.
Помимо этого, актер Пол Джиаматти вынашивает идею байопика по жизни Филипа Дика, уже успев заручиться согласием его дочери. До сих пор с миром экранизаций Дика его связывала только эпизодическая роль в "Часе расплаты", но сценаристом назначен Тони Грисони ("Страх и ненависть в Лас-Вегасе"), а это уже кое-что.
Помимо прямых экранизаций книг Дика, есть еще и фильмы, так или иначе им вдохновленные. В общем-то, с Диком так или иначе можно связать почти любой фильм, где речь заходит о разных взглядах на реальность, вплоть до "Донни Дарко". Но есть и ситуации, где связь особо заметна: например, в случае с "Открой глаза" Алехандро Аменабара и его голливудским римейком "Ванильное небо", снятым Кэмероном Кроу. Хотя сюжет этих фильмов напрямую не заимствован у Дика, его читатели с легкостью узнают идею "послежизни": подобная картина была описана у Дика сначала в рассказе "Что сказали мертвецы", а затем в романе "Убик". С того же "Убика" кажется отчасти списанным и "13-й этаж" Джозефа Руснека, в котором будущее и прошлое сталкиваются похожим образом, а виртуальные миры наслаиваются друг на друга.
Как ни странно, с еще большей охотой, чем кинематографисты,
на наследие Дика накинулись музыканты, особенно электронные. Роберт Фрипп и Брайан Ино назвали по словосочетанию из книги Дика одну из совместных композиций. Синтезаторный новатор Гэри Ньюмен неоднократно отсылал к его творчеству в своих текстах. Альбом The Future Sound of London "Dead Cities" по настроению перекликается с "Бегущим по лезвию" и включает сэмпл из саундтрека Вангелиса к этому фильму. А на вышедшем буквально несколько дней назад альбоме питерского проекта "2H Company", создающего экспериментальный хип-хоп с электронными подложками, есть песня, носящая имя Филипа Дика.
Какие еще книги Филипа Дика мы хотели бы видеть экранизированными, и каким режиссерам стоит за них взяться?
"
Человек в высоком замке" - Осии Мамору. В этом классическом для жанра альтернативной истории романе описывается потерпевшая поражение во Второй мировой войне Америка, в которой хозяйничают японцы. Интересно было бы посмотреть, как эту историю показал бы человек, в чьей "Волчьей стае" была изображена Япония после победы фашизма. Да, "Волчья стая" - это аниме, но Осии Мамору снял и фильм "Авалон", - да и потом, кто сказал, что Филипа Дика нельзя экранизировать в виде аниме?
"
Свихнувшееся время" - Дэвид Линч. В этом романе Дика все четче и однозначнее, чем во многих других, так что Линчу пришлось бы распрощаться со своей фирменной невнятицей образца "Малхолланд Драйв". Но ведь снял же он когда-то и совершенно прямолинейного "Человека-слона" - а, значит, доверить ему такой проект все же можно было бы.
(от Lkgios - по некоторому мнению "Шоу Трумена" был снят по мотивам)
"
Лейтесь, слезы" - Мишель Гондри. В "Вечном сиянии страсти" он показал, что с любимой Диком темой искусственного изменения памяти героя справляется отлично. Было бы любопытно взглянуть, как он справится с ситуацией, где с памятью вдруг оказывается что-то не так у всех, кроме самого героя.
"
Три стигмата Палмера Элдрича" - Дэвид Кроненберг. Эта история - одна из самых параноидальных и галлюцинаторных у Дика. Что ж, Кроненбергу делать подобное не впервой: весь его "Видеодром" похож на одну большую галлюцинацию.
"
ВАЛИС" - Дэррен Аронофски. Здесь проще всего: его "Фонтан" уже производит впечатление, что перед съемками режиссер неоднократно перечитывал эту книгу Дика. Почему бы тогда не взяться за ее экранизацию?
"
Убик" - Ричард Линклейтер. Да, он уже экранизировал Дика. Но, во-первых, справился с этим блестяще. И, во-вторых, еще по "Пробуждению жизни" шестилетней давности можно было понять, что по своему мироощущению именно этот режиссер ближе все остальных подошел к странной диковской прозе.
Источник:
Опубликовано (в немного сокращенном виде) в журнале "Total Film" за июнь 2007-го + немного инфы с других сайтов.