На дворе уже ночь, а спать мне почему-то не хочется. Зашёл в Стар, поиграл, пролистал форум – один фиг, спать не тянет. Вот и решил тряхнуть стариной, написать что-то такое эдакое, так сказать аналитическое.
Так вот. Сегодня мы поговорим о таком немаловажном в жизни любого ребёнка, как персональный компьютер. Скептики бы заверещали: «Куда? Ребёнку это вредно, пусть лучше смотрит телек». Копнём поглубже…
Доподлинно известно, что если маленького ребёнка лишить человеческого общения, то он не сможет нормально развиваться, деградирует и в дальнейшем такой сенсорный голод приведёт к смерти организма. Тактильные сообщения очень важны для растущего организма. Это не просто прикосновение, а передача определённой энергии и информации. Не совсем понятно, как именно действуют банальные поглаживания, но они несут некоторую пользу (проверено на себе). Ребёнок растёт. И что дальше? А дальше ему нужно как-то заполнить свой досуг. Прогулки, физические игрушки, сказки в слух и т.п. Это всё хорошо, но этого недостаточно для правильного развития детского воображения и смекалки. Поскольку ребёнок в раннем возрасте вряд ли может сам прочесть книжку (он попросту не умеет), ему в развитии помогают различные кубики, мячики, конструкторы и т.п. развивающие игрушки. Так к чему я клоню? Человеку независимо от его пола и возраста, легче воспринимать именно ту информацию, которая именно ему интересна. Причём, от метода подачи качества этой информации зависит её усвояемость.
Если заставлять ребёнка играть в то, что он не хочет, он не будет получать должного удовольствия от процесса, и тем более, не будет развиваться должным образом.
Как нас в детстве заставляли учиться думать? Напрягали занудной математикой, морем книжек и занудными задачками. Не спорю, что это всё помогает. Я даже и не знаю, что лучше влияет на мозг: умножение/деление, или шахматы? А что из этих двух сторон интереснее? То-то же, все выбрали второй вариант, так он более интересен человеку, т.к. игра более понятна и ближе. Игра преследует человека на протяжении всей его жизни. В детстве мы бессознательно думаем о будущем, строим и воображаем планы и действия. Жить в обществе, значит играть в игры. Игры необходимы и желательны, особенно, когда человек получает некоторое вознаграждение в результате.
Между времяпровождением и близостью существует промежуток. Времяпровождение имеет особенность наскучивать, а близость не может быть постоянной.
С развитием информационных технологий, список возможных развлечений резко расширился. Перед подрастающим поколением (подразумевая дошкольный и школьный возраст) стоит широчайший выбор занятий, начиная от телевизора, заканчивая мобильным телефоном и игровыми платформами. Если мобилка ребёнку ни к чему, а разбираться он с ней будет долго (а кроме того может и сломать), её наличие не принесёт никаких значимых результатов. Нажатие циферок не помогает умственному развитию ребёнка. Далее, - телевизор. Он без сомнения носитель информации, но из-за отсутствия погружения в процесс и желания понимать воспринимаемую информацию, его эффективность к развитию умственных способностей остаётся под вопросом. В кубики-рубики семилетнего ребёнка играть не заставишь, они ему наскучили за годы детства. Чего-то упустил? А, ещё же есть родители, но их вечная занятость не позволяет проводить с ребёнком много времени. Остаётся старое проверенное средство – персональный компьютер.
ПК – не просто коробка с монитором, не только центр домашних развлечений, но и уникальная машина для совершенствования творческих и умственных способностей человека. Играя в простенькие игрушки, ребёнок заставляет себя простейшими действиями задумываться о правильном ходе его пальцев, происходят небольшие математические расчёты в голове, развивается сообразительность, интуиция, реакция. То, что завлекает, то поистине может носить ошеломляющие результаты.
Мамы говорят, мол «купим ребёнку компьютер, он будет необщительным». Причина от следствия далеко в данном случае ушла ). Комп сам по себе не может влиять на общительность подрастающего организма. Если у ребёнка изначально проблема с общением со сверстниками, то понятное дело, что с железным другом ему будет общаться интереснее. И он станет проводить с ним больше времени. Тут уже следует обратить внимание на своё дитя, а не винить во всём компьютер. Именно контроль позволит проводить за машиной нужное количество времени, никак не мешая обыденным жизненным процессам. Поскольку нашим детям, в отличие взрослого поколения, с компами придётся работать и жить бок о бок, поэтому чем раньше ребёнок его их освоит – тем лучше. Чтобы ребёнок не подвёргся дурному влиянию нехороших программ, есть смысл обзавестись компьютером как можно раньше и самим выбирать для ребёнка игры. В худшем случае ребёнок будет проводить больше времени у друзей, у которых неизвестно во что там они играют.
После простейших обучающих игр можно переходить на обучающие программы. Эффект должен превзойти все немыслимые ожидания. Учиться нужно весело, чтобы хорошо учиться! Не учить ребёнка пользоваться компьютером – то же самое, что не отдавать его в школу. Знание ПК необходимо нынче чуть ли не любом рабочем месте. И не забываем про контроль. Развлечениям/обучению нужно знать меру. Утомлять глаза и перегружать руки/позвоночник ребёнка крайне не рекомендуется!
По последним научным данным, игры не воспитывают жестокость, а наоборот, в играх ребёнок оставляет свою агрессию. Практически все современные игры развивают (в том числе и логическое мышление). Человеку иногда просто необходимо пострелять виртуальных зверьков, чтобы не хватать ствол в реальности. Лучше выбросить собственную агрессию социально приемлемым методом. Если человеку (особенно ребёнку) запретить играть в игры, то он будет искать другой способ «ухода». И не факт, что он не найдёт его в курении, улице, алкоголе и не дай Бог в наркотиках. А игры не дают абстинентного синдрома и физической зависимости.
Теперь об Интернете. По сути, это большой-пребольшой справочник. Темы различны, поэтому и нужно оградить ребёнка от того, чего ему видеть не стоит. Но прикрывать Интернет от него нельзя! Серфинг глобальной паутины, это также естественно, как просмотр свежей газеты, программы новостей, телефонный разговор и т.п. Т.е. в нете можно обнаружить массу полезных сведений. И полезной информации в сети намного больше, чем вредной! На садизм и порно можно натыкаться в и реальной жизни, причём не реже. А все современные поисковики имеют «семейные фильтры».
И, главная особенность Интернета – общение. Виртуальное общение может служить своеобразным тренингом к реальному. В любом случае, инет-общение лучше, чем сидение в четырёх стенах. Под общением давно воспринимается не только чат. Это и IP-телефония, и видеоконференции и т.п. глобальные проекты.
Так вот, если посадить семилетнего ребёнка за компьютер, то к пятнадцати годам он будет уметь:
1. Будет разбираться в железе, т.к. игры заставляют его копаться и понимать сущность железного друга.
2. Он будет разбираться в программном обеспечении.
3. Будет более всесторонне развитым ребёнком, чем его сверстники, не имеющие дома компьютер.
4. Будет уметь быстро читать, даже, если не увлекался в детстве книжками.
5. Знание иностранных языков. И это не только английский. Инет-игры, т.е. ММО и кибер-дисциплины наталкивают на новую ступень коммюунити – языковой барьер. Который, понятное дело, игрун преодолеет.
6. Возможно приобретёт специфические навыки: дизайн, программирование, журналистика и т.п. сферы.
Общение с другими «шарящими» сверстниками (в том числе и с иностранцами) всегда пойдёт на пользу.
И напоследок, хотелось бы привести реальные примеры из жизни, как ПК помогал отсталым/с ограниченными способностями детям совершенствовать свои творческие возможности и самореализовываться.
Доподлинно известно, что психика развивается даже при глубокой умственной отсталости. Факт необучаемости отпадает! Поскольку у ребёнка существует две главных потребности: любовь и познание, то первую могут дать родители, а вторая проявляется сама в форме познавательного интереса. Не смотря на то, что потребность эта биологическая, сформироваться она может только в социуме. Его можно создать и искусственно. В Интернете пользователя всегда кто-то окружает. Он зависим от их взглядов, мнений, поэтому и сам старается узнать что-то новое, а в яркой и эмоциональной форме материал воспринимается очень легко.
Я как-то читал об одной московской школе для умственно-отсталых, так они на занятиях гоняют в Тетрис. Что самое интересное: метод помогает. После недолгой игры игра в считалочку понимается на ура. А в Санкт-Петербурге в 99м году в чемпионате города в финале по Квейку играл полуслепой (на самом деле почти ничего невидящий) 14тилетний мальчик. Он с рождения был такой, но многодневные тренировки за компьютером позволили себя почувствовать «зрячим».
З.Ы. Бытует мнение, что ПК вреден для человека, но этот миф легко развеять. Излучения от ЖК панелей нет, в отличие от ЭЛТ телевизора. Монитор является источником инфракрасного и ультрафиолетового излучений, но их уровень намного меньше, чем естественный радиационный фон (электрические лампы и т.п.). Опасность для глаз представляют только выпущенные лет 10 назад мониторы, но на них всегда можно приобрести защитный экран. Вред глазам наносится не более, чем от просмотра телевизора. Тут уже играют вопросы эргономики. Никто же не принуждает сидеть за компьютером круглосуточно. Ещё раз повторюсь: За пользователем (ребёнком) нужен контроль, который зачастую отсутствует. Именно «недоглядели» приводит к пагубным последствиям, а не «машина виновата». Кроме того, постоянное сидение за компом может привести ещё к одной проблеме – излишний вес. Это естественная проблема при малоподвижном образе жизни. При напряжённой интеллектуальной работе мозг требует сладкого, а излишки откладываются в разных местах тела ). Этот фактор можно легко победить любой физической активностью (пробежкой, зарядкой).
Местами я мог написать что-то странное, всё-таки утро на дворе. Завтра проредактирую. Мдя... вот во что вылезла бессонница о).