Книга-игра —
литературное произведение, которое позволяет читателю участвовать в формировании
сюжета. Чаще всего читателю предлагается стать главным героем книги и, в зависимости от принимаемых решений или от ситуации, он перемещается между главами. Таким образом, книга-игра читается не последовательно, а в той очередности, в которой читатель проходит главы.
[править] История возникновения книг-игр
[править] C 1970-х по наши дни
Первое интерактивное приключение, где использовалась система правил ролевой игры
Tunnels and Trolls, называлось
Buffalo Castle. Появившись на свет в 1976 году,
Buffalo Castle стало родоначальником современного жанра книг-игр.
В 1976—1977 годах была напечатана небольшая книжная серия
The Adventures of You, авторами двух книг
Sugarcane Island и
Journey Under the Sea из которой являлись Эдвард Паккард и Р. А. Монтгомери соответственно. Оба писателя чуть позже положили начало созданию серии
Choose Your Own Adventure (с «Пещеры времени» в 1979) — самой большой серии книг-игр, в которую входит около 200 наименований, тем самым популяризировав сам жанр интерактивных приключений в Америке. Две книги из
The Adventures of You позже были переписаны и включены в серию.
Книга
The Warlock of Firetop Mountain, напечатанная в 1982 году, открыла серию
Fighting Fantasy, в которой вышло более 60 книг, включая различные сопутствующие продукты.
Fighting Fantasy популяризировало формат книг-игр в Великобритании и других странах, так же став прообразом для создания их и в России в 1991 году.
[править] Правила игры
В книгах, как, например, в «Стань Стальной крысой» или в серии «
Выбери себе приключение», правила отсутствуют как таковые и игроку необходимо лишь делать свой выбор и переходить по параграфам.
Однако, в большинстве произведений помимо простого выбора действия, игроку предлагается взаимодействовать с миром, то есть участвовать в битвах и мини-играх с персонажами, разгадывать головоломки и прочее, что в значительной степени может как помочь так и усложнить прохождение.
Хотя от книги к книге правила меняются, наиболее устоявшимися являются те, которые были придуманы для серии книг
Fighting Fantasy.
Вариативность прохождения часто зависит от простого броска кубика: бывает, что судьба героя книги напрямую зависит от удачного или неудачного броска. Для удобства в некоторых книгах (например, в «Верной шпаге короля») на каждой странице нанесено изображение кубиков, что позволяет отказаться от их реальных прототипов. Для получения результата необходимо открыть любую страницу.
[править] Переход по параграфам
В конце почти каждого параграфа читателю предлагается сделать свой выбор, от которого зависит дальнейшее прохождение. Последний параграф книги зачастую является финальным, что, впрочем, не мешает некоторым авторам помещать концовку в середину книги для исключения соблазна узнать, чем закончилась история.
[IMG]file:///F:/DOCUME%7E1/Andrei/LOCALS%7E1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif[/IMG]
84
Коридор сворачивает направо, к северу. Вы идете по узкому проходу. Наконец он плавно поворачивает к западу. В углу коридора, в северной стене, на уровне вашей головы виднеется маленькое квадратное отверстие. Если хотите заглянуть в него, то переход на
161. Если хотите идти дальше на запад, вас ждёт переход на
193.
85
Справа на камне арочного прохода высечены какие-то рисунки. Перед вами комната, полная играющих флейтистов. Перед ними пляшут воины. Если хотите пройти под аркой, возврат на
75. Если хотите посмотреть, что находится слева от неё, переход на
197.
86
Вы ныряете в узкую щель между опускающейся каменной притолокой и полом, но притолока опускается слишком быстро, и вам удаётся преодолеть только полпути. Безжалостная гранитная плита падает. Здесь и заканчивается ваше приключение.
[IMG]file:///F:/DOCUME%7E1/Andrei/LOCALS%7E1/Temp/msohtml1/01/clip_image004.gif[/IMG]
Для примера взят отрывок из книги Василия Шувалова «Кощеева цепь»
[править] Характеристики игрока
В книгах-играх с элементами РПГ в самом начале читателю предлагается установить характеристики своего игрока. В большинстве книг они представлены тремя значениями: Сила, Ловкость и Удача, которые в процессе игры могут произвольно меняться от броска кубика по сравнению с изначальными. Бывает, что Ловкость заменяется на какие-либо другие параметры, характерные для мира книги, например Магией. Иногда характеристики дополняются другими произвольными значениями, такими как Честь или Сила воли.
[править] Удача
Проверка удачи обычно встречается в критических для персонажа моментах, например, при падении с высоты и т.д. Тогда игроку бывает предложено проверить свою удачливость: удачлив - отделался подвёрнутой лодыжкой (понижение какой-либо характеристики), а нет, то просто-напросто свернул себе шею.
[править] Сражения
По ходу повествования могут встречаться враждебные персонажи, от которых без драки никак не уйти. Всегда, когда игрок вступает в бой, характеристики врага указаны в тексте. Игрок бросает один или два шестигранных кубика и добавляет выпавшее значение к своей Ловкости, то же самое делается и для оппонента. Боец, у которого значение получилось больше, выигрывает, при этом у проигравшего вычитается определённое количество сил. Этот процесс продолжается до тех пор, пока у одного из участников сила не становится равна нулю.
[править] Книги-игры в России
Впервые в России книги этого жанра стали издаваться товариществом «Калейдоскоп» в рамках серии «Приключенческая книга-игра», основанной в 1991 году.
[править] Список книг-игр, издававшихся на русском языке
В отличие от западных изданий, где, например, тираж одной только серии
Fighting Fantasy превысил 15 млн экземпляров
[1], в
России вышло сравнительно немного книг.
[править] Приключенческая книга-игра
[IMG]file:///F:/DOCUME%7E1/Andrei/LOCALS%7E1/Temp/msohtml1/01/clip_image005.gif[/IMG]
Подземелья Чёрного замка, первое издание
Серия издавалась с 1991 по 1993 год «Производственно-коммерческим центром „АТ“» и «Товариществом „Калейдоскоп“». Это был первый опыт выпуска книг-игр в России. Серия отличалась огромными по сегодняшним меркам тиражами — до 100 000 экземпляров.
Дмитрий Юрьевич Браславский:
- Подземелья Чёрного замка, 1991 год
- Тайна капитана Шелтона, 1992 год
- Верная шпага короля, 1992 год
- Повелитель безбрежной пустыни, 1993 год
[править] Путь героя
Основная статья:
Путь героя
Все книги серии вышли в 1995 году в издательстве
АСТ. Изначально был запланирован выпуск большой серии, однако, в силу некоторых причин ограничилось семью выпусками.
[2]
Во всех книгах использовалась единая система правил. Второе издание книг Браславского было несколько переработано: увеличилось число параграфов, действие игр стало происходить в одной вселенной — Элгариол (кроме «Верной шпаги короля»).
Дмитрий Юрьевич Браславский:
- Подземелья Чёрного замка (2-е издание)
- Тайна капитана Шелтона (2-е издание)
- Верная шпага короля (2-е издание)
- Повелитель безбрежной пустыни (2-е издание)
- Лабиринт затаившейся смерти (анонсировано, но не издано)
- Холодное сердце Далрока (анонсировано, но не издано)
- Мерцание эльфийского портала (анонсировано, но не издано)
- Верховный жрец Айригаля (анонсировано, но не издано)
Ольга Владимировна Голотвина:
- Вереница миров, или выводы из закона Мэрфи
- Капитан «Морской ведьмы»
- По закону прерии
Значительно позднее часть анонсированных книг стала доступна для покупки через интернет в виде электронных версий, а «Лабиринт затаившейся смерти» был выпущен на
CD-ROM как интерактивное приключение.
[править] Бой книга
Для издания переводов книг-игр серии
Fighting Fantasy издательством «Эгмонт» был придуман псевдоним Майкл Фрост.
[IMG]file:///F:/DOCUME%7E1/Andrei/LOCALS%7E1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif[/IMG]
На пороге XXI века нам нужны новые книги и новые имена! Сенсация 2000 года - английский кудесник Майкл Фрост - творец новой литературы нового тысячелетия! Никто не знает, кто он, никто не видел его в лицо, имя его овеяно тайной. Но весь мир читает его книги, которые полностью переворачивают наше представление о том, какой должна быть современная литература...
[IMG]file:///F:/DOCUME%7E1/Andrei/LOCALS%7E1/Temp/msohtml1/01/clip_image004.gif[/IMG]
В реальности же книги принадлежали перу нескольких авторов: Яну Ливингстону и обоим Стивам Джексонам. Изначально издательство анонсировало 17 книг, но вышло всего семь.
Майкл Фрост:
- Лабиринт Страха (Deathtrap Dungeon), Ян Ливингстон
- Демоны Бездны (The Forest of Doom), Ян Ливингстон
- Пиратская одиссея (Demons of the Deep), Стив Джексон, США
- Адское болото (Scorpion Swamp), Стив Джексон, США
- Звёздный Странник (Starship Traveller), Стив Джексон, Великобритания
- Разрушитель (Creature of Havoc), Стив Джексон, Великобритания
- Чернолесье (автор неизвестен)
[править] Выбери себе приключение
Основная статья:
Choose Your Own Adventure
Серия является переводом американского издания
Choose Your Own Adventure. Издавалась с 1995 по 1998 годы по лицензии в издательстве «
Радуга». Всего вышло 15 книг, рисунки и обложки использовались как из оригинальных изданий (в 1995 году) так и нарисованные отечественными художниками.
- Тайна заброшенного замка (The Mystery of Chimney Rock), Эдвард Паккард
- Путешествие на дно моря (Journey Under the Sea), Р. А. Монтгомери
- За рулем (Behind the Wheel), Р. А. Монтгомери
- Похищены! (Hijacked!), Ричард Брайтфилд
- Пещера времени (The Cave of Time), Эдвард Паккард
- Луна-Парк для смельчаков (Daredevil Park), Сара и Спенсер Комптон
- В поезде с вампирами» (Vampire Express), Тони Кольтц
- Каньон разбойников (Outlaw Gulch), Рэмси Монтгомери
- Ты — миллионер (You Are a Millionaire), Джей Либолд
- Место преступления (Scene of the Crime), Дуг Уилхелм
- Великий волшебник (Magic Master), Эдвард Паккард
- Остров динозавров (Dinosaur Island), Эдвард Паккард
- Секрет ниндзя (Secret of the Ninja), Джей Либолд
- Викинги — завоеватели (Viking Raiders), Эдвард Паккард
- Пришельцы из космоса (Invaders from Within), Эдвард Паккард
[править] Суперприключение
Издательством в серию были включены книги
Дмитрия Емеца, однако, по своей сути книгами-играми не являющимися.
- А. и К. Тенишевы:
- Квакеры в зоне риска
- История моего меча
- Месть Красной Шапочки (анонсировано, но не издано)
- Илья Бабенко: Синеглазка в Зазеркалье
- Анна Кареева: Тайна красных георгинов (анонсировано, но не издано)
[править] Ужастики-2
Выпускается издательством «
Росмэн». Является переводом книг
Р. Л. Стайна серии
Give Yourself Goosebumps.
- Человекосжималки (Revenge of the Body Squeezers)
- Цирк-западня (Trapped in the Circus of Fear)
- Ночь в лесу оборотней (Night in Werewolf Woods)
- Каникулы в джунглях (Deep in the Jungle of Doom)
- Заклятие чародея (Under the Magician’s Spell)
- Дневник сумасшедшей мумии (Diary of a Mad Mummy)
- Он явился из Интернета (It Came from the Internet)
- Ужас фокус-покуса (Hocus-Pocus Horror)
- Кошмар на весь день (All-Day Nightmare)
- Лифт в никуда (Elevator to Nowhere)
- Ты — удобрение для растений (You’re Plant Food)
- Оживший манекен (Shop Till You Drop…Dead!)
- Наперегонки с торнадо (Into the Twister of Terror)
[править] Приключения Золотого Сокола
Автором серии, как и книг
Fighting Fantasy, является
Ян Ливингстон.
- Проклятие Дакмуна (Darkmoon's Curse)
- Паук-демон (The Demon Spider)
[править] Без серии
- Василий Шувалов: Кощеева цепь
- Ферен Цешке: Странник, изгоняющий мрак
- Филипп Эбли: Остров осьминогов (L'Ile aux pieuvres)
- Юрий Пульвер: Лабиринт колдуна
- Александр Куликов: Меч и судьба
- Бутягин Александр, Чистов Дмитрий:
- Гарри Гаррисон: «Стань Стальной крысой» («Теперь ты — Стальная Крыса» во втором издании)
- Корнелиус Рамстакл: Книга волшебства (The Book of Wizardry)
К книге «Кощеева цепь» прилагался восьмигранный кубик с двумя особенными гранями: пустой и с изображением кольца.
Книга-игра «Стань стальной крысой» впервые была напечатана в журнале «
Если».
«Три дороги» разделена на части, описывающие похождения трёх героев:
Хагена (из книг
Ника Перумова), Фаргала (из книг Александра Мазина) и
Конана.