Мейнстрим (англ. mainstream — основной поток, основное течение) — набор принятых, широко употребимых, официальных культурных стандартов. (Гламур, Масскульт, Мейджор, Попкорн, Попса)
Менее распространенное название — оверграунд (в противовес
андерграунду)
Мейнстрим возникает как стойкое соединение сугубо развлекательных, академических, традиционалистских и адаптированных радикальных дискурсов. Согласно его логике, аудитория должна гарантированно получить свою долю развлечения и комфорта. Потому, чаще всего понятие "мейнстрим" применяется к наиболее массовым сегментам культуры — кинематографу и поп-музыке.
Мейнстрим выступает в качестве социокультурного стабилизатора. Фильмы категории «А» или «первая двадцатка» общенационального хит-парада успокоительно свидетельствуют, что все под контролем, все на своих местах, а самый серьезный конфликт заключен лишь в разной численности покупателей, слушателей, зрителей, отдавших предпочтение тому или иному названию. Можно сказать, что мейнстрим выполняет функцию того, что некогда называли «общественными идеалами»: даже в наиболее легкомысленных образчиках масскульта ценности вполне позитивные — сдобренные, правда, необходимой дозой морального релятивизма. Например, хорошему герою в боевике дозволен достаточно высокий уровень насилия — но только лишь, чтобы победить злых и плохих, поп-исполнитель может умеренно поскандалить на сцене и в жизни, но все это — лишь ради любви к слушателям и желания доказать что он (она) такой (такая), как все.
Именно на идолов, кумиров возложена негласная миссия носителей мейнстримных идеалов.
В стабильном, умеренно охлажденном космосе мейнстрима неразличимой массе субъектов потребления необходимы свои объекты обожания — тела, которые проходят за спинами охранников и фокусируют на себе восторг вопящей толпы. Потому здесь обязательна пара: звезда — поклонник, причем и первая, и второй создаются с помощью четко отработанных технологий. И пропасть между ними, на самом деле, не столь велика: оба плывут в могучем главном потоке, у обоих нет проблем друг с другом, и обоих ждет один и тот же, глубоко мейнстримный финал — полное взаимное забвение.
(с) Д. Десятерик
Артхаус (англ. Art House) - понятие, объединяющее фильмы, претендующие на художественный поиск и новаторство в кинематографе. К артхаусу часто относят малобюджетные фильмы или фильмы независимого производства. Подобные картины привлекают более искушённого и образованного зрителя, а потому их прокат, как правило, ограничен.
(с) Википедия
Термин «arthouse» появился в США. Так называли кинотеатры, где показывались фильмы не на английском языке, а значит с наложенными субтитрами. Естественно, все изобилие мирового кинематографа попасть на экраны этих небольших залов не могло, а потому зрителям доставались лишь национальные хиты и сливки мировых кинофестивалей. Артхаус как понятие в итоге объединил вовсе не жанр, а отношение к кинематографу - не развлечение, но авторское переживание, не тотальная мобилизация зрителя, но многолетний культ. Артхаус выражает и удовлетворяет постоянную потребность коммуникации, совершенствования иностранного языка, через который происходит познание иной культуры, иной психологии, культурный обмен и развитие личности.
(с) Антон Мазуров
Артхаус (англ. Art house, букв. «дом искусств», «искусство дома»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») — фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями. Кинокритики часто противопоставляют эту категорию т. н. «голливудским фильмам», указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссера, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движении по сюжетным поворотам.
Обычно в таких фильмах кинематографисты осуществляют поиск новых форм художественной выразительности и расширение языка кино. Поэтому просмотр этих картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личного образования, из-за чего прокат арт-хаус-кино, как правило, ограничен. Бюджеты и возможность приглашать знаменитых актеров также обычно скромнее, из-за чего создателям фильма приходится прибегать к нестандартным и творческим решениям. Как правило, это отличает артхаусные фильмы от развлекательного «мейнстримового» кино, которое нацелено в большей степени на развлечение и использует шаблонные сюжетные линии и персонажей.
Различия с мейнстримовым кино
По мнению исследователя кинематографа Дэвида Бордвелла, (статья 1979 г. под названием «Артхаус как проявление кино») голливудское кино использует сюжетную линию как основу, которая делит фильм на ряд эпизодов, каждый из которых движется к собственной цели. В замысле фильма обычно фигурирует один четко обозначенный главный герой и несколько явно второстепенных, а вся история развивается по принципу «вопрос-ответ», «проблема-решение» от начала и до пика, где происходит главное сюжетное событие. Фильм сопровождает музыкальная линия, призванная подсказать аудитории нужные эмоции в нужных местах, а монтаж делается гладким без пересечений. Мейнстримовые фильмы обычно используют узкий хорошо узнаваемый спектр характеров, сюжетов, съемочных мест и даже словарный запас героев укладывается в привычные рамки.
Напротив, в арт-кино, по мнению Бордвелла, сюжетная линия строится на основе реалистичности и авторского видения режиссера. История делится на несколько эпизодов, между которыми ослаблена или отсутствует причинно-временная связь. Кроме того, значительное внимание уделяется внутренней драме персонажа: его самоидентификации, унаследованным социальным и сексуальным конфликтам, моральной дилемме или личностному кризису.
Хотя мейнстримовое кино также использует изображение моральной дилеммы и личностных кризисов, они, как правило, разрешаются до окончания фильма. В арт-хаусном кино эти сложные проблемы лишь исследуются, но без явного решения. Переживания главных героев, которых, как и в реальной жизни, могут мучать сомнения, преступные соблазны, враждебность окружающего мира, могут быть показаны в фильме в явном виде, в форме внутренних диалогов, мыслей вслух, фантазий и сновидений. В некоторых арт-фильмах авторы включают в сюжет, казалось бы, бессмысленные действия героев, призванные отразить экзистенциальность бытия.
Сюжетные повороты в арт-кино зачастую оказываются менее важны, чем наблюдение за развитием персонажей, исследование их идей, выраженных в богатых диалогах. Фильм может использовать необъясненные пропуски во времени, эпизоды, переставленные в нехронологическом порядке, длительные отступления от основной линии повествования, что подталкивает зрителя к собственному пониманию и интерпретации смысла.
В арт-фильме, как правило, прослеживается авторская манера подачи материала режиссера, и нет четкого деления на «плохое» и «хорошее», а взамен зрителю предлагается самому найти ответы на вопросы «как именно история рассказана?», «почему именно в такой манере?».
Бордвелл заявляет, что арт-хаус — самостоятельный жанр кино, со своими собственными условиями. Теоретик кинематографа Роберт Стэм также считает арт-хаус отдельным жанром и считает, что фильм можно отнести к этой категории на основании его художественной ценности так же, как другие фильмы оценивают по бюджету («блокбастеры») или участию звезд (фильмы с Леонардо Ди Каприо).
Истоки
С ранних художественных фильмов, включая произведения Жоржа Мельеса, Дэвида Гриффита и Сергея Эйзенштейна, наметилось то, что называют языком кино; а в работах создателей испанского авангарда, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, а также Жана Кокто оно осмысленно разрабатывалось как вид изобразительного искусства.
Артхаус продолжает традиции кинематографического авангарда экспериментального кинематографа, сформировавшегося в 20-30-е годы XX века. Именно тогда сформировалась идея о том, что фильмы могут быть разделены на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и на серьёзное искусство кино, направленное на интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создали Общество Фильмов и импортировали фильмы, которые, по их мнению, были «художественными достижениями» (такие, как «советские фильмы диалектического монтажа» и экспрессионистские фильмы студии Universum film AG (UFA) в Германии).
В 1920-1930-х годах французское авангардное движение фильмов Чистого Кино также оказало влияние на развитие идеи «арт фильма». Дадаисты Рене Клер и Марсель Дюшан стали отменять традиционные методы описательного и буржуазного искусства и привычных со времён Аристотеля понятий времени и пространства путем создания гибкого монтажа времени и пространства. Чистое Кино повлияло на немецкое «абсолютное» кино Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна и Викинга Эггелинга.
Само же понятие Артхаус возникло в 1940-х годах в США, где арт-хаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (т. е. не американского) и местного независимого производства.
Термин «Арт-фильм» гораздо более широко используется в США, чем в Европе. Киноведы там, как правило, определяют «арт» фильм с помощью тех качеств, которые отличают его канон от «массовых», «голливудских» фильмов. Киновед Дэвид Бордвэлл ( Bordwell) утверждает, что «арт-кино само по себе является жанром [фильма], со своими отдельными конвенциями». Сами же фильмы, снятые в жанре «арт-хаус», нельзя в большинстве случаев отнести ни к одному классическому жанру современного кинематографа.
В Европе «Арт-фильм» не входит в категорию коммерческого киноискусства и не является развлекательным жанром. Обычно фильмы такого рода показывают в скромных моноэкранных кинотеатрах, за небольшую цену.
Послевоенный период
В 1955 году в Париже основана Международная конфедерация артхаусных кинотеатров CICAE. Членом CICAE является основанное в 1992 году объединение Europa Cinemas, в которое входят кинотеатры, поддерживающие европейское кино.
В России членами CICAE (через Europa Cinemas) являются московский кинотеатр «Пионер» и «35мм», петербургский «Дом Кино», нижегородский «Орлёнок» и калининградский «Заря».
Распространением артхаусных фильмов на территории России занимаются компании: Кино без границ, Кармен Фильм (Другое Кино), Интерсинема-Арт, Русский репортаж, CP Classic
(С) ВИКИПЕДИЯ
Более полная информация по артхаусу на сайте
http://www.arthouse.ru/news.asp?id=4007
так же на Луркоморье всё довольно искусно объяснено
http://lurkmore.ru/Артхаус
копипастить не буду по соображениям цензуры.
Далее можно ознакомится с другими часто встречающимися понятиями в кинематографе.
Авторское кино (режиссёрское кино, Art Cinema) - модель организации кинематографа, в которой режиссер выступает как главный автор произведения, несущий ответственность за фильм в целом. Его работа несет ярко выраженный отпечаток почерка создателя. Подобная функция режиссера авторского кино реализуется и в съемочном процессе (режиссеры-авторы часто выступают одновременно сценаристами, продюсерами, монтажерами, etc) и в процессе зрительского восприятия - люди, смотрящие фильм или пишущие о нем, произносят, имея в виду авторское кино, фразы «фильм Тарковского», «фирменный стиль Антониони», или просто «Вы видели последнего Вуди Аллена?». При упоминании авторского кино имеется в виду определенный корпус фильмов и имен. При этом выделяется несколько типов «авторских канонов».
Во-первых, это «большой канон» авторского кино периода его максимальной популярности и становления как международного явления: Феллини, Антониони, Бертолуччи, Пазолини, Висконти, Бергман, Брессон, Бунюэль, Годар, Трюффо, Рене, Риветт, Ромер, Маль, Куросава, Одзу, Тарковский, Вендерс, Херцог, Фассбиндер, Занусси, Вайда, Кесьлевский и т.д.
Во-вторых, это канон, включающий режиссеров жанрового, в основном американского студийного кино, который был сконструирован в 1960-е критиками французского журнала «Cahier du Cinema» («Кайе дю синема») во многом «в пику» первому (ассоциируемому ими с репрессивной высокой культурой) канону европейских «великих режиссеров» - Хичкок, Хоукс, Фуллер, Пекинпа, Сигел, Сёрк, Казан, Уэллс, Преминджер, Рэй, Корман, и т.д. Закат студийной системы сделал знаменитыми и других "независимых" - Кассаветеса, Олтмана, Кубрика, Вуди Аллена, Де Пальму, Скорсезе и др.
Революционные 1960-е породили «новые волну» не только во Франции, но и в других национальных кинематографиях - венгерской (Янчо, Сабо, Месарош и др.), чешской (Хитилова, Менцель, Форман и др.), немецкой (Клюге, Шлендороф, фон Тротта и др.), британской (Рейш, Ричардсон, Андерсон и др.)
Ещё один канон составляет группа современных (начиная с 1970-х годов) режиссеров, которые продолжают видеть себя в традициях «высоких» канонов прошлого и оставаться «режиссерами-звездами». При этом и стиль работы, и имидж конкретного режиссера могут быть любыми, даже максимально далекими от высокого интеллектуального напряжения, свойственного режиссерской культуре 1950-60-х. Более важной оказывается их готовность бороться за идею «режиссерского видения», за право выступать автором такой коллективной работы как кино, и нести ради этого права моральные и материальные издержки. Этот список может состоять из таких имен как Ларс фон Триер, Гринуэй, Тарантино, Линч, Джармуш, Кустурица, Ханеке, Муратова, Сокуров, Герман, Иоселиани, Ангелопулос Альмодовар, братья Коэны, Гас Ван Сент, Каурисмяки, Кроненберг, Лепаж, Джост, Араки, Бигелоу, Содерберг, Солондз, Корин, Хартли, Хейнс, Мэддин, Эгоян, Киаростами, Махмальбаф и др. Этот канон включает в себя и режиссёров «азиатской волны» 1990-х - Ким Ки-Дук, Цай Мин-Лян, Вонг Кар Вай, Такаши Миике, Чхан-Ук Пак, Шинья Цукамото, Чен Кайге, Такеши Китано и др.
(с) Наталья Самутина
Теория авторского кино — влиятельное учение, зародившееся во Франции в 1950-х годах.
С точки зрения теоретиков авторского кино, режиссёр является ключевой фигурой всего кинопроцесса и истинным автором (фр. auteur) кинофильма (рассматриваемого как произведение искусства). Несмотря на то, что кинофильм является результатом сотрудничества целого коллектива, приверженцы авторского кинематографа видят в кинокартине такое же отражение художественного замысла режиссёра, как и картина художника либо роман писателя.
Авторская теория ассоциируется с французской новой волной. Впервые она была сформулирована на страницах журнала Cahiers du cinema ведущими фигурами новой волны (Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт, Андре Базен). В терминах «авторского кино» было принято рассматривать и т. н. новое немецкое кино 1970-х (Вернер Херцог, Вим Вендерс, Фолькер Шлёндорф, Райнер Вернер Фассбиндер, Александр Клюге).
До появления авторской теории кинофильм воспринимался как продукт киноиндустрии — совокупное произведение продюсера, режиссёра, сценариста, композитора и актёров. Однако теоретики Cahiers обратили внимание на то, что даже в рамках конвейерной студийной системы Голливуда успешно работали яркие индивидуальности, подлинные авторы — такие, как Альфред Хичкок и Джон Форд (а также Фриц Ланг и Орсон Уэллс).
С тех пор, как авторская теория была озвучена Франсуа Трюффо в 1954 году, она имела значительное влияние на кинокритику во всём мире. В США её основным приверженцем и популяризатором выступал Эндрю Саррис. Среди американских режиссёров он выделил «авторов», которые выработали уникальный, характеризующий их художественный киностиль, проглядывающийся в снятых ими фильмах. На основе авторской теории сформировались такие понятия, как «артхаус» и «независимое американское кино».
(С) ВИКИПЕДИЯ
Авангард (фр. Avant-garde - «передовой отряд») – любое экспериментальное художественное движение, противостоящее традиционным формам.
В кино этот термин относят прежде всего к нескольким группам радикальных европейских режиссёров 1920-30х годов – французским авангардистам и сюрреалистам (Фернан Леже, Ман Рэй, Луис Бунюэль, Марсель Л’Эрбье, Марсель Дюшан, Жермена Дюлак, Жан Кокто, Жан Эпштейн и др.), немецким экспрессионистам (Роберт Вине, Фриц Ланг, Ф. В. Мурнау и др.), советским кино-революционерам (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Александр Довженко и др.).
Европейским авангардистам наследовал американский киноандеграунд 1940-60х (Кеннет Энгер, Майя Дерен, Стэн Брэкхейдж, Энди Уорхол и др.), позднесоветское параллельное кино (бр. Алейниковы, Борис Юхананов, Евгений Юфит и др.), современный видеоарт (Збигнев Рыбчински, Билл Виола, Мэтью Барни и др.)
Спецпроекты - как правило, плод коллективного труда знаковых режиссеров, приуроченный к конкретным датам, снятый со специальной целью или при определенных условиях. Часто такие проекты представляют интерес в основном для специалистов в области кино и знатоков.
Фестивальное кино - некоммерческие фильмы независимых режиссеров, в большинстве случаев не попадающие на широкие экраны, и демонстрируемые только в рамках фестивалей некоммерческого кино.
Догма 95 - это своеобразный клуб режиссеров, основанный в Копенгагене весной 1995 года.
Целью Догмы является противостоять актуальным тенденциям современного кинематографа.
При этом Догма рассматривается как своеобразная акция по спасению кино.
В 1960 году были поставлены все точки над i. Кино умерло и взывало к воскресению. Цель была правильной, но средства никуда не годились. «Новая волна» оказалась всего лишь лёгкой рябью; волна омыла прибрежный песок и откатилась.
Под лозунгами свободы и авторства родился ряд значительных работ, но они не смогли радикально поменять ситуацию.
Эти работы были похожи на самих режиссёров, которые пришли, чтобы урвать себе кусок. Волна была не сильнее, чем люди, стоявшие за ней. Антибуржуазное кино превратилось в буржуазное, потому что основывалось на теориях буржуазного восприятия искусства. Концепция авторства с самого начала была отрыжкой буржуазного романтизма и потому она была… фальшивой!
Согласно «Догме 95» кино не личностное дело!
Сегодняшнее буйство технологического натиска приведёт к экстремальной демократизации кино. Впервые кино может делать любой. Но чем более доступным становится средство массовой коммуникации, тем более важную роль играет его авангард. Не случайно термин «авангард» имеет военную коннотацию. Дисциплина — вот наш ответ; надо одеть наши фильмы в униформу, потому что индивидуальный фильм — фильм упадочный по определению!
«Догма 95» выступает против иллюзии в кино, выдвигая набор неоспоримых правил, известных как
обет целомудрия.
Я клянусь соблюдать следующий свод правил, определенный "Догмой 95":
- 01. Съемки должны происходить там, где развивается сюжет фильма. Никакие искусственные декорации не разрешаются (если по сюжету фильма необходим какой-то определенный элемент, съемки надо проводить там, где этот предмет имеется).
02. Источники всех звуков в фильме должны быть видны в кадре, или подразумеваться где-то рядом (музыку в фильме можно использовать лишь в случае, если она играется инструментами в кадре или звучит из колонок, которые видно).
03. Камера не должна быть искусственно закреплена. Допускается съемка исключительно ручной камерой.
04. Фильм должен быть цветным. Не разрешаются никакие специальные подсветки. В случае, когда света для съемок недостаточно, необходимо отказаться от данной сцены или использовать источник света, естественный для данной ситуации (например, лампу).
05. Любые оптические эффекты и фильтры запрещены.
06. В фильме не должно быть действий, которые приходится имитировать во время съемок (убийства, стрельба и т.п.).
07. Фильм должен быть снят в то время и в том месте, где происходит его сюжет (здесь и сейчас).
08. Жанровое кино запрещено.
09. Фильм должен быть в формате 35мм.
10. Режиссер не должен получать вознаграждение за работу над созданием фильма.
Кроме того, я клянусь не использовать в своих фильмах собственные предпочтения. Режиссер больше не является художником. Я отказываюсь создавать авторские произведения, моя главная цель — показать правду жизни моих героев в реальных обстоятельствах. Клянусь руководствоваться всеми вышеперечисленными правилами, несмотря на общепринятую эстетику.
Данным подтверждаю мой обет целомудрия.
Копенгаген, 13 марта 1995 года
От имени "Догмы 95":Lars von Trier, Thomas Vinterberg
внутри сети
Торжество. Догма №1 / Festen. Dogme #1 ( Томас Винтерберг) [1998, Драма, арт-хаус, DVDRip-AVC] VO
Псевдодокументальный фильм — кинематографический и телевизионный жанр, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация. На родине жанра — США — был введён термин мокьюментари (англ. mockumentary, от to mock «подделывать», «издеваться» + documentary «документальный»), который используется как заимствованное слово также в других языках. Жанр появился в 1950-е годы в ответ на коммерциализацию документального кино, со всеми вытекающими последствиями: всё большее количество явной дезинформации и игровых сцен. В псевдодокументальном жанре всё это доводится до абсурда.
Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создаётся иллюзия реальности происходящего за счёт участия знаменитостей и прочих действительно существующих людей. Комедийные фильмы-мокьюментари используются в качестве пародии и сатиры. Более серьёзный тон присущ другому виду такого кино, докудраме. Жанр также используется для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма.
Мокументальные фильмы часто предстают в виде исторических документальных фильмов с хроникой и разного рода специалистами, обсуждающими прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinema verite, в которых мы как бы сопровождаем людей, с которыми происходят разные события. Такие фильмы зачастую целиком или частично являются импровизациями, поскольку импровизация помогает поддерживать видимость правдивости. Закадровый смех даже в комедийных фильмах встречается редко, хотя имеются и исключения — например, «Operation Good Guys». Примеры такого типа сатиры берут начало по крайней мере в 1950-х годах (самый ранний — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии, вышедший в эфир как первоапрельская шутка в передаче британского телевидения «Панорама» в 1957 г.), хотя термин «мокьюментари» появился, скорее всего, только в середине 80-х, когда режиссёр картины «This Is Spinal Tap» Роб Рейнер так назвал свой фильм в интервью.
Псевдодокументальная форма используется также в некоторых драматических фильмах (предтечи такого подхода появились еще на радио, при постановке Орсоном Уэллсом романа Герберта Уэллса «Война миров»).
В русском языке однозначный термин ещё не устоялся, и многие информационные ресурсы используют английский термин мокьюментари (mockumentary), образованный от слов mock — подделка, и documentary — документальный фильм. Также встречается термин «псевдодокументальный фильм», но он употребляется часто и по отношению к совершенно другим жанрам. Одним из первых известных русскоязычных фильмов с элементами мокьюментари стал фильм «Два капитана-2» (1993) режиссёра Сергея Дебижева. Следует также упомянуть фильм «Первые на Луне» 2005 года.
Притча - жанр кино, где характерна простота повествования сюжета, заданность характера, возвращение героя на круги своя.
Притча - жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.
Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др