Каждый год, по осени, американский прокат впадает в спячку – против законов природы не попрешь. За всю «унылую пору» бокс-офис пробуждается от силы пару-тройку раз, и в минувший уик-энд такое пробуждение как раз произошло: криминальная драма студии Universal и режиссера Ридли Скотта «Гангстер» взяла на старте $43,6 млн. с 3 054 площадок (средний сбор с кинотеатра – $14 264) и возглавила ТОП-10. Отбив почти половину 100-миллионного бюджета, «Гангстер» на $5,5 млн. опередил 150-миллионную семейную анимацию «Би Муви: медовый заговор» ($38 млн. с 3 928 кинотеатров) от Paramount/DreamWorks.
Для 160-минутного колосса, заклейменного прокатным рейтингом R, «Гангстер» неожиданно резво сорвался с места, став самой успешной осенней премьерой и установив рекорд старта среди собратьев по криминальному жанру (прошлогодние «Отступники» и «Не пойман - не вор», например, собрали всего $26,9 млн. и $29 млн. соответственно). Кроме того, главные актеры ленты улучшили свои личные бокс-офисные достижения: как для Рассела Кроу, так и для Дензела Вашингтона «Гангстер» стал самой успешной премьерой (прежний рекорд Рассела – «Гладиатор» с $34,8 млн., Дензела – «Не пойман - не вор» с $29 млн.). Личный рекорд главного виновника торжества, Ридли Скотта, устоял: «Ганнибал» со стартовыми 58 миллионами до сих пор остается самой успешной премьерой режиссера (чему причиной, в первую очередь, тот факт, что «Ганнибал» был, как-никак, долгожданным сиквелом «Молчания ягнят»).
В фильмографии Ридли «Гангстер» занимает почетное второе место по премьерным сборам: уступая упомянутому «Ганнибалу», он опережает «Гладиатора» (2000 – $34,8 млн., 2 938 площадок), «Черного ястреба» (2001, вышел в широкий прокат в начале 2002 – $28,6 млн., 3 101 пл.), «Царство небесное» (2005 – $19,6 млн., 3 216 пл.). и проч.
Любопытно, что 53 процента аудитории этого, казалось бы, «мужского» фильма – женщины. Около двух третей зрителей оказались старше 30 лет, примерно одна четверть – старше 50. Но тут расклад был предсказуем: молодняк «до 25» предпочитает не грузиться серьезным кино, особенно если оно идет больше двух с половиной часов. Кстати, рекорд премьерных сборов среди фильмов с хронометражем, превышающим 150 минут, до сих пор удерживает «Троя» (2004 – $46,9 млн.), правда при этом не стоит забывать, что вышла она в мае.
Зрители проголосовали за «Гангстера» не только долларом, но и всплеском интерактивности: фильм понравился 91% посетителей ресурса RottenTomatoes, а завсегдатаи IMDb (на сей раз в количестве 11 482 человек) вывели для «Гангстера» среднюю оценку 8,5 по 10-балльной шкале и, таким образом, поставили картину на 94 место в списке 250 лучших фильмов всех времен и народов (по версии посетителей ресурса, разумеется).
Большинство критиков уже прочат ленте полочку «Оскаров». «Назовите это черным «Лицом со шрамом», или «Крестным отцом» Гарлема, да как хотите – факт останется фактом: «Гангстер», рассказывающий об эпохе 1970-х, на сегодняшний день – главный претендент на награды» (Питер Треверс, Rolling Stone). «Ни единого слабого или фальшивого эпизода» (Ричард Рёпер, Ebert & Roeper). «Мартин Скорсезе купит постер фильма и повесит у себя в спальне» (Фил Вильяреал, Arizona Daily Star). Недовольные, как водится, тоже имеются. «Лишь дар Скотта виртуозно выстраивать композицию да редкие всплески в игре Вашингтона не позволяют считать фильм полным разочарованием» (Эндрю Райт, The Stranger, Seattle).
От лица Universal чувство глубокого удовлетворения стартом картины выразил президент отдела дистрибуции Никки Рокко:
-- Кино грандиозное, и время для успешного старта выбрано более чем удачно. Механизм работает слаженно: картина отлично сделана и раскручена, и мы представили ее как раз в тот момент, когда взрослая аудитория оказалась готова к такому фильму.
Подобной слаженностью работы «механизма» вряд ли могут похвастаться создатели и дистрибуторы мультфильма «Би Муви»: они, похоже, с датой релиза прогадали. Иными причинами объяснить всего лишь 38 миллионов на старте затруднительно: большинство критиков высказываются о «Би Муви» вполне благожелательно (зрители, правда, другого мнения -- см. ЛЮБОПЫТНУЮ СТАТИСТИКУ). От киноведов слышатся, разве что, упреки в том, что картина стопроцентно не попала ни в детскую, ни во взрослую категорию, представляя собой нечто из ряда «и нашим, и вашим». В общем, 150 миллионов бюджета будет отбить ох как не просто. Впрочем, и «Рататуй» в свое время стартовал не слишком резво для своего калибра (47 миллионов), но к дню сегодняшнему имеет на домашнем счету $205,6 млн., а с учетом заграничных сборов – и вовсе полмиллиарда долларов (точнее – $553,6 млн.).
Вот у кого совсем нет поводов для радости, так это у New Line Cinema и создателей драмы «Ребенок-марсианин»: проблемы семейных отношений, равно как и новые роли Джона Кьюсака и Аманды Пит, в прошедшие выходные заинтересовали американскую публику ровно на 3 376 669 долларов. Этой суммы хватило лишь для того, чтобы добраться до 7 места в ТОП-10. Прокатное будущее ленты представляется в самых мрачных тонах – даже с учетом явно небольшого бюджета.
«Пила 4», уступив дорогу крупнобюджетным новичкам, скатилась на третье место в ТОП-10, потеряв при этом в темпах сборов аж 67,4%. Падение можно было бы считать катастрофическим, если бы в минувший уик-энд хоррор не довел сборы за 10 дней проката до вполне приличной суммы $50,4 млн. На словах это означает, что бюджет уже отбит, а ведь впереди еще несколько недель проката и успешные (в этом можно нисколько не сомневаться) продажи на DVD. И все же предшественницы четвертой части франшизы могли похвастать куда большей стойкостью к тяготам проката: «Пила 3» ко второму уик-энда показа потеряла 55,9% в темпах сборов, «Пила 2» -- 46,9%, первая часть сериала – всего 39,3%.
В грядущий уик-энд американцам предстоит узнать, почем «Львы для ягнят» (политическая драма), познакомиться с «Фредом Клаусом, братом Санты» (комедия), побывать на «Подземной парковке» (хоррор) и убедиться в том, что «Старикам здесь не место» (новая картина Джоэла и Этана Коэнов).