Интересная статья от Известий. Рекомендую:
Мятежный Манеж
Российские спецслужбы потеряли оперативные навыки или срослись с криминалом?
[izvestia.ru]
В декабре 1917 года была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Та самая ВЧК, которая потом стала НКВД, КГБ, ФСБ. Отталкиваясь от этой даты, в передаче "Осторожно, история!" на радио "Эхо Москвы" решили обсудить роль спецслужб в современной
России. Разговор получился тем более актуальным, что проходил на следующий день после беспорядков на Манежной площади. В обсуждении приняли участие зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, полковник ФСБ в запасе Александр Капакиди и историк спецслужб, генерал-майор милиции в отставке, бывший начальник Российского бюро Интерпола Владимир Овчинский.
О роли политической полиции
Владимир Овчинский: Каждая политическая полиция защищает ту власть, которая ее финансирует. Я хотел бы напомнить, что 20 декабря 1995 года президент Борис Ельцин своим указом установил празднование Дня работников органов безопасности РФ. И сделал это после ожесточенных д****ов на тему, надо ли предать суду истории ВЧК и НКВД. А в декабре 1997 года он даже выступил с радиообращением, сказав, что в разоблачении преступлений органов безопасности мы чуть было не перегнули палку. Ведь в их истории были не только черные периоды, но и славные страницы, которыми можно гордиться. В 1991 году много спорили о том, нужно ли в новой
России оставлять КГБ. Кое-кто предлагал вообще ликвидировать эту структуру, но было очевидно, что она жизненно необходима стране. Спецслужбы нужны в любом государстве.
Теперь об их эффективности. Судя по событиям на Манежной площади, в работе тех спецслужб, что отвечают за мероприятия по предотвращению экстремизма, конечно, был допущен провал. Еще 6 декабря, сразу после убийства спартаковского болельщика Егора Свиридова, болельщики заявляли о том, что будут массовые выступления. Заранее были объявлены и место, и время - 11 декабря. Почему за эти пять дней не были разобщены молодежные группы, почему не были под разными предлогами локализованы их лидеры? Есть же известные методики, опробованные во всем мире.
Геннадий Гудков: Что касается ситуации на Манежной, хочу напомнить историю. Если бы власть со своими структурами политической полиции всегда знала, понимала и адекватно оценивала угрозы, в мире не было бы ни революций, ни бунтов, ни массовых беспорядков. Спецслужбы являются всего лишь инструментом политики, не более того. Как топор. Раскольников топором бабушку порешил, а зодчие топором храмы строили
. Куда орудие направишь, так оно и работает.
Об озлоблении народа
Александр Капакиди: Беспорядки у Кремля были стихийными, такие выступления спецслужбы не могут предупредить. Я бы хотел отметить другое: в СССР тоже были беспорядки. Большинство знает только новочеркасские события, а подобных было немало. И, кстати, часто именно на межнациональной почве. В Грозном убивали русских, русское население начинало громить чеченцев. Были выступления в Ташкенте, в Нагорном Карабахе. И там реакция власти была эффективная. Потому что была всеохватывающей. Не только вычленяли и ловили зачинщиков, но тут же брали под контроль весь регион. Смотрели, как люди там живут, каков их социальный уровень. Партийное руководство этих регионов снимали с работы, чиновники чувствовали свою ответственность. А сегодня очень сомнительно, что кто-то понесет наказание. Опять найдут стрелочника, и на этом все заглохнет. Вся система должна работать. Нельзя одними спецслужбами подавить такое массовое проявление недовольства.
Овчинский: Я с Геннадием Гудковым не согласен в том, что здесь нет прямой ответственности спецслужб. Работу по предотвращению конкретных беспорядков должны были делать конкретные люди. Если не хватает сил, можно было привлечь их из других оперативных подразделений. У нас только в милиции Москвы больше ста тысяч человек, в милиции Московской области примерно столько же. Можно было оперативные группы создать, раздать адреса, перекрыть подступы к площади. Все можно было сделать.
Гудков: Дорогие коллеги, давайте не будем делать вид, что мы не замечаем нарастания радикальных экстремистских настроений, которые обретают массовый характер. И не только на национальной почве, но и на межконфессиональной, на классовой... Издержки системы управления нашей страной приводят к озлоблению народа. Посмотрите: у нас любая дорожная авария - один нож достал, второй биту, третий пистолет - превращается в побоище. По малейшему поводу: кто-то кого-то подрезал, кто-то кого-то не туда послал, кто-то не так посмотрел. Накоплен огромный негативный потенциал. Растут цены, безработица, нет доступного жилья
, нет достаточного объема политических свобод, нет партий, нет нормальных выборов. Все это накапливается. И для того, чтобы снесло крышку котла, достаточно одной искры. Вот она и чиркнула. Произошла драка, погиб молодой человек. И мы получили мощный выплеск негативной энергии.
Об этнической преступности
Овчинский: По моим оценкам, события на Манежной площади - это реакция наиболее радикальной части нашего населения на творимый в течение длительного времени беспредел в столице и других городах и весях России со стороны этнических организованных преступных групп и формирований. И, конечно, на то, что милиция не принимает мер к этническим преступным формированиям. В Москве в прошлом году было возбуждено 12 уголовных дел по факту бандитизма. Из них 9 - по этническим кавказским бандитским группам. Недавно тот же глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев давал интервью, в котором сказал, что 70% изнасилований в Москве в 2010 году совершено мигрантами. Если мы возьмем статистику по России, то за 11 месяцев текущего года цифры такие: иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено более 45 тысяч преступлений, а против них 11 тысяч преступлений. Понимаете разницу? Преступность мигрантов в России в пять раз выше, чем преступность местных жителей. Естественно, что у местных жителей возникают вопросы к органам правопорядка и безопасности: почему такое происходит? почему не принимаются меры к бандитам, этническим группам? И все это на фоне общего роста организованной преступности. Почему расформированы подразделения по борьбе с оргпреступностью? Почему Мосгордума принимает очень странное решение о том, чтобы запретить СМИ упоминать национальность и этническую принадлежность преступников, и с таким же предложением выходят депутаты Госдумы?
Гудков: Этнические преступные группировки просто более склонны к коррумпированию тех сотрудников силовых ведомств, которые должны с ними бороться. Грубо говоря, они откупаются чаще и больше, вот и все. Поэтому действия правоохранителей в отношении таких этнических группировок крайне ослаблены. Поэтому, естественно, в условиях безнаказанности они действуют более жестко и более агрессивно. Но давайте будем до конца откровенны, давайте посмотрим, как ведут себя службы охраны некоторых руководителей кавказских республик в Москве. Ездят по городу с кортежами, вооруженными до зубов автоматами, пистолетами, как будто Москва - уже не столица России. Если у нас идет это сверху, то, конечно, это создает угрозу серьезного межнационального гражданского конфликта. Но при этом не надо забывать, что в России, по оценкам ФМС, живут 7 миллионов мигрантов. 2 миллиона человек грузинской диаспоры, 1,5 миллиона - армянской, 2 миллиона человек азербайджанской. Вы посчитайте, сколько десятков миллионов граждан другой национальности традиционно живут в России и считают себя русскими по культуре и происхождению. Если мы сейчас начнем разделять всех по национальным признакам, то породим такую кровавую кашу, что мало не покажется никому.
О слабой национальной политике
Капакиди: Конфликт, который произошел в субботу, носит ярко выраженный межнациональный характер. И объясняется полным отсутствием в стране национальной политики. В СССР была национальная политика. Недавно проводили в Средней Азии опросы населения - все с огромным уважением вспоминают СССР. Рейтинги Ленина-Сталина там зашкаливают. К басмачеству относятся отрицательно. Хотят вернуться в Советский Союз. Понятно, что в Прибалтике другая ситуация. Но в целом в СССР и в КГБ очень хорошо понимали, что такое национальная политика: 80 тысяч оперативников Комитета было в России и 90 тысяч в республиках. И эти 90 тысяч были профессионалами высокого класса. Хочу напомнить, что после войны на той же Украине было подполье, подготовленное немцами, вооруженное до зубов. С ним покончили в четыре года комплексными мерами. Не только уничтожая подпольщиков, но и развивая национальную культуру. Когда ловили заброшенных эмиссаров, как описывает Судоплатов, их водили по театрам, показывали, как там пьесы Шевченко ставят, как украинский язык пропагандируют. И они переходили на сторону чекистов, потому что видели
: власть реально развивает национальные отношения.
Гудков: Сегодня власть совершенно не реагирует на настроения людей. Законопроект о парламентском контроле, подготовленный под моим руководством - я уж нескромно напомню, - полтора года находится в Госдуме. Госдума даже боится обсуждать эту тему. Законопроект о парламентском контроле, который работает во всех странах мира уже по нескольку сотен лет, доказал свою высочайшую эффективность. А нам говорят - не время. Спрашиваю: у нас 315 депутатов - члены правящей партии, поддерживают правительство и исполнительную власть, вы что, даже им боитесь контроль дать? Во всем мире народ, который через налоги оплачивает содержание институтов власти, имеет право контролировать власть через своих представителей, через депутатов всех уровней. И мы нашим законопроектом заложили такое право федеральному парламенту, региональным парламентам, чтобы действительно обеспечить реальный контроль. В том числе за спецслужбами, за правоохранительной системой, за результатами работы следствия, которое у нас сегодня выпадает из системы мер контроля.
О кущевском синдроме
Владимир Рыжков, ведущий "Эха Москвы": Та же ФСБ в Краснодарском крае 20 лет при наличии обращений граждан, публикаций в прессе, огромного количества заявлений не замечало у себя под носом банду Цапока, которые насиловали, убивали и так далее. Как могло произойти, что в Энгельсе Саратовской области существовала ОПГ, куда входили мэр, депутаты, члены "Единой России"? Это говорит о чем? О полной неэффективности или - еще хуже - о сращивании спецслужб с криминальным миром?
Овчинский: Это говорит о полной неэффективности работы спецслужб. Стране нужна декриминализация власти, декриминализация политических партий. Я приведу статистические данные. 9 декабря, в Международный день борьбы с коррупцией, Следственный комитет России опубликовал следующие данные: за 2010 год за совершение коррупционных преступлений особый порядок привлечения к уголовной ответственности применялся в отношении 214 депутатов органов местного самоуправления, 217 выбранных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти, одного депутата Госдумы. Получается, мы имеем почти 450 человек, которые должны были проходить фильтр спецслужб при выдвижении их на должности депутата, мэра, вице-мэра, и они этот фильтр прошли. Прошли и работают там. Будучи судимыми, будучи на оперативном учете тех же спецслужб, будучи активными членами ОПГ. Как это происходит, почему? Это полная вина спецслужб и органов безопасности. И политического руководства, которое это допускает. И наших законодателей, которые не создали такую законодательную базу и не создали такую систему, когда криминал не допускается к власти. В тех же США эту роль выполняет ФБР - по каждому выдвижению. Нерешаема задача борьбы с преступностью без декриминализации политической жизни. Если бандиты будут у власти, то бороться с преступностью будет невозможно. Пока спецслужбы эту роль не выполняют. Эту задачу может поставить только руководство страны. А внести изменения - только законодатели. Получается замкнутый круг.
Гудков: Насколько мне известно, сотрудники ФСБ написали горы справок и докладных по ситуации в той же Кущевской. Знаете, какие на них были резолюции? "Проинформировать" такие-то органы, материалы направить туда-то. Это не компетенция ФСБ, как ни странно. Я сам во время своей "полевой" работы все время слышал: не лезь туда, куда не положено. Это не наша компетенция, это компетенция МВД, ФСКН, политической власти, Законодательного собрания - не лезь. Если человек выдвигается, скажем, депутатом муниципального собрания, то закон о выборах разрешает это делать даже судимым. А если народ ему доверяет? Может, у него судимость была такая, которая народу даже нравится? Другое дело, что стоит, наверное, в закон внести обязательность публикации об официальных судимостях и официальных приводах. Нельзя не допускать человека к выборам по оперативным материалам. Я сам отработал в органах 12 календарных лет и знаю, какая огромная разница существует между оперативной информацией и той, которая появляется в процессе следствия или доследственной работы. Зачастую это небо и земля.